СВЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ

Роль света в выявлении композиционных качеств интерьера Для создания комфортных условий освещения в интерьере используются разные осветительные приборы: навесные и встроенные светильники, светящие потолки прямого и отраженного света и др. Выбор системы освещения осуществляется в соответствии с характером интерьера и его общей архитектурной направленностью. Выбирая тип светильника или светящей поверхности, архитектор учитывает в интерьере их размер, мощность, форму, характер взаимосвязи с конструктивными элементами, степень масштабной проработки и крупность членений. Достаточно вспомнить работы финского архитектора А. Аалто, который для каждого из своих объектов сам проектировал светильники.

Роль света в выявлении композиционных качеств интерьера
Для создания комфортных условий освещения в интерьере используются разные осветительные приборы: навесные и встроенные светильники, светящие потолки прямого и отраженного света и др. Выбор системы освещения осуществляется в соответствии с характером интерьера и его общей архитектурной направленностью. Выбирая тип светильника или светящей поверхности, архитектор учитывает в интерьере их размер, мощность, форму, характер взаимосвязи с конструктивными элементами, степень масштабной проработки и крупность членений. Достаточно вспомнить работы финского архитектора А. Аалто, который для каждого из своих объектов сам проектировал светильники.
Одним из широко распространенных приемов освещения интерьера является устройство светящих потолков. Светящий потолок создает в помещении условия освещения, предельно приближенные к естественному освещению диффузным светом небосвода.
Высокая яркость светящего потолка придает интерьеру парадность, внутреннее пространство насыщается светом и кажется больше и выше.
Светящие потолки могут быть встроенными, отраженного света и «парящими». Встроенный светящий потолок может иметь большое количество вариантов при единой принципиальной
схеме устройства. При этом светящие элементы углубляются в плоскость потолка и экранируются светопрозрачными материалами либо светорассеивающими решетками. Многообразие вариантов достигается за счет изменения рисунка и размеров ячейки экранирующей решетки, ее материала и цвета.
Разнообразие встроенных светящих потолков достигается за счет композиционных приемов. В зависимости от пространственной структуры светящая поверхность может занимать всю площадь потолка, подчеркивая цельность и нерасчлененность внутреннего пространства (фойе Кремлевского Дворца съездов в Москве, экспозиционная зона выставочного зала в Вильнюсе).
Иногда светящая плоскость встроенного потолка обрамляется светящими точками встроенных светильников (банкетный зал Кремлевского Дворца съездов), что намечает центральное ядро пространства и делает композицию более динамичной.
Светящая поверхность может занимать не весь потолок, а часть его. Это приводит к дроблению интерьера на зоны. Возникают различные комбинации светящих и несветящих участков потолка. Данный вариант называется члененным светящим потолком. Члененный потолок в свою очередь дает большое количество вариантов. Светящие плоскости могут компоноваться в метрические или ритмические группы, прочерчивать полосы, повторять очертания помещения. Неоднозначный эффект создают ряды светящих плафонов в поэтажных холлах ленинградской гостиницы «Ленинград», свободно решенный светящий потолок в фойе ташкентского Дворца искусств, динамические ленточные разрывы в баре гостиницы «Ленинград».
Принцип устройства светящего потолка отраженного света заключается в том, что источники освещения размещаются на некотором расстоянии от потолка, закрываются выступом карниза или другими архитектурными деталями и освещают помещение уже не прямым, а отраженным от потолка светом. Создается равномерно освещенная поверхность, отрывающаяся от материторых психологическая разрядка оказывается чрезвычайно важной.
При устройстве светящего потолка отраженного света в качестве источников освещения используются люминесцентные лампы или зеркальные лампы накаливания глубокого распределения как наиболее мощные.
Расположение источников освещения за карнизом не единственно возможное решение. Так, при проектировании интерьеров столовой «Шатрия» в Каунасе люминесцентные лампы были скрыты в специальных деревянных коробах, отражающих световой поток на поверхность потолка.
Подобный прием использован в проекте реконструкции рижской филармонии. Здесь уже имелось перекрытие по балкам, которые в значительной мере «придавливали» помещение фойе. Были предложены экраны-отражатели, размещенные перпендикулярно к балкам и упирающиеся в них торцами. Световой поток падал не только на горизонтальную поверхность потолка, но и на боковые плоскости балок, создавая насыщенное светом глубокое потолочное пространство
специальных границ интерьера. При этой системе искусственного освещения психологический эффект расширения пространства сказывается наиболее полно. Такие осветительные установки широко используются при сооружении переходов и подземных станций метро.
Разновидностью светящего потолка отраженного света являются «парящие» потолки. Светильники закрываются элементами декоративного подвесного потолка и подсвечивают плоскость основного конструктивного потолка. Не подсвеченный снизу подвесной декоративный потолок воспринимается парящим в воздухе и не связанным с несущими конструктивными элементами.
Удачно решение «парящего» потолка в детском кафе «Никштукас» в Вильнюсе. Тщательно подобраны размеры квадратных элементов, их цвет, фактура, что создает в этом интерьере настроение праздничности и сказочности.
Следует отметить, что устройство «парящего» потолка в охотничьем домике отдыха совхоза «Винни» Эстонии привело к определенному противоречию. С одной стороны, были подчеркнуты массивность и весомость грубоофактуренного подвесного потолка, покоящегося на тяжелых деревянных балках, с другой — поток света, льющийся в зазор между балкой и стеной, превратил этот «парящий» потолок в картонную декорацию.
Перечисленные приемы и типы освещения редко применяются в чистом виде. В современных жилых и общественных интерьерах освещение строится по смешанному типу, причем наиболее распространены следующие комбинации: встроенных и открыто установленных светильников; светильников и различного типа светящих плоскостей; различных светящих плоскостей.
Применение смешанных осветительных систем, помимо основной, утилитарной цели — обеспечения комфортных условий освещения, позволяет найти нужное направление световых потоков, выдержать соотношение прямого и рассеянного света и выявить пространственную структуру интерьера. Формообразующие качества света проявляются в том, что он насыщает пространство, продолжая идею объемно-пространственного решения. Насыщенное светом помещение кажется больше такого же по размерам, но плохо освещенного. Свет может подчеркнуть раздробленность пространства на отдельны зоны. Интересный эффект дает сочетание различных по спектру светильников. Так, в интерьере конференц-зала административного здания люминесцентные лампы экранируются алюминиевыми люверсами и дополняются лампами накаливания. Сочетание мягкого, холодного по спектру рассеянного света и теплых светящихся полос придает залу парадность и праздничность. Системы работают автономно, что позволяет менять световые режимы.
— Необходимость совместить в одном интерьере систему естественного и искусственного освещения (отдельные помещения школ, библиотеки, комплексные приемные пункты службы быта, где требуются дополнительные подсветки даже в светлое время суток) выдвигает перед архитекторами интересную задачу. Одним из примеров удачного сочетания двух систем освещения может служить интерьер библиотеки им. К. Маркса в Ашхабаде. Здесь боковые плоскости подвесного потолка отражают естественный свет и хорошо согласуются с плафонами из люминесцентных ламп в глубине зала.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *